р.п. Лысые Горы Саратовской области
О
некоторых методах и приемах, способствующих успешному изучению младшими
школьниками курса «Мир вокруг нас».
Славина И.В.
5.02.06.г.
Учебный курс
«Мир вокруг нас» преподается в I, II, III и IV классах начальной школы.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании учащихся
единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего
собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе
происходит становление у детей современной экологически-ориентированной картины
мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Курс
нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,
навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и
социальной среде.
При
этом, средством учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на
развитие у учащихся речи и познавательных процессов (развитие мышления,
воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих
способностей.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от элементарных
правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира, о
природе России и ее истории. При этом человек, природа и общество
рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Какие же методы и приемы позволяют формировать у детей целостное
представление об окружающем мире, о месте в нем человека, привить экологическую
культуру, стремление познать окружающий мир, себя и привить интерес к предмету?
1.Почти
каждый урок начинаю с маленького стихотворения, которое организует на работу,
вводит в тему. Например: тема
«Пустыни» -
«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы»
тема «Моря, озера и реки России»
«Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече
очень рада я!
Сегодня нас
ждут (наверно, не зря)
Озера, реки и
моря.
2.Нестандартно объявить тему урока
помогает разгадывание ребуса, кроссворда, загадки.
Например:
тема: «Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница».
Предлагаются
вопросы для заполнения кроссворда
1.
Древние записи о событиях, которые велись год за годом (летопись).
2.
Первый в России музей (кунсткамера).
3.
Скульптура, посвященная знаменитому человеку, жившему давно (памятник).
4.
«История, вооруженная лопатой» (археология).
5.
История одного человека (биография).
6.
Хранилище документов (архив).
7.
Где хранятся предметы старины? (музей).
В
результате заполнения кроссворда появляется ключевое слово – история, которое является темой урока.
Ребус: П местоимение ни (Пустыни).
2-го лица ед.ч.
Загадка: Что за чудо - чудеса:
Загорелись
небеса!
Ой,
горит – пылает пламя
Над
сверкающими льдами!
Кто
зажёг огонь чудесный,
Золотой
костёр небесный?
Никого
за тучей нет.
Это
с неба льётся свет.
(Северное
сияние)
3. При работе над новым материалом:
1) метод
работы по группам (объяснить новый
материал помогают дети, подготовленные заранее – ботаники, зоологи, экологи; у
них карточки – «помогайки» с вопросами или планом ответа;
2) работа в группах – парах
Тема: « Моря, озёра и реки России». Каждая группа совершает
путешествие «по своей территории»: I группа
– Восточно – Европейская равнина, ii группа – Западно – Сибирская
равнина, iii группа – Средне – Сибирское плоскогорье, по плану
готовит сообщение о реках и докладывает классу.
4.При проверке знаний и умений:
1) блиц –
турнир,
Тема « Лес и человек». Вопросы « Я знаю лес»:
- какой лес мы называем тайгой?
- назови дерево по описанию…
- какое особое отличие у лиственницы?
- какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
- какое дерево является символом России?
- какое животное умеет не только прыгать, но и летать?
2)
индивидуальная работа по карточкам,
Тема « Лес и человек».
1. подпиши, каким деревьям принадлежат семена (рисунки)
2. чьи это шишки? (рисунки)
3. напиши 2 – 3 цепи
питания, сложившиеся в лесной зоне
4. соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Пихта тайга
Берёза
Кедровая сосна смешанный лес
Липа
Сосна широколиственный лес
Лиственница
Дуб
Клён
3) тесты для всего класса и индивидуальные,
4) игра «Узнай меня»,
Даётся описание какого – либо
природного объекта: горы, холма, оврага, животного, птицы.
5) работа в тетрадях « Проверим себя».
Каждый урок, обобщающий по
теме, можно провести в виде урока – путешествия, урока – игры, урока – отчёта.