«Приемы формирования
первоначальных умений и навыков чтения и письма
у
первоклассников».
Март 2007г.
Обучение первоначальному чтению и
письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического
метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и
методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает
речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения и письма.
С первых
уроков дети учатся выделять из устной речи предложения, предложения делить на
слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков
в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и
читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и
плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных
текстов.
Параллельно с обучением чтению дети овладевают
письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова, правильно
их списывать с рукописного и печатного текста, писать под диктовку.
В период обучения грамоте уделяю большое внимание
выработке умения различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге,
устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращаемся к помощи
звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений. В процессе
систематических занятий совершенствуется речевой аппарат учащихся и
вырабатывается отчетливое, громкое правильное произношение слов, слогов,
звуков.
В процессе проведения занятий у школьников
формируется первоначальный навык чтения и письма как один из важнейших видов
речевой и мыслительной деятельности.
Какие приемы помогают мне формировать навыки чтения?
При наборе учащихся в первый класс провожу проверку уровня
подготовленности - знает буквы, читает слоги, читает слова и предложения,
читает текст. Под особый контроль попадает тот, кто не знает букв, не может их
запомнить и не начинает читать. Он нуждается в индивидуальной помощи и
постоянном контроле.
Уже в октябре все первоклассники читают слоговые
таблицы с теми буквами, которые изучены к этому сроку. А самые смелые читают
слоги со всеми буквами. В ноябре провела 1 контроль на скорость чтения. 3
читали – 40-50 слов, 7 до 30, 3 до 20, 5 до 10. Через месяц читающий до 10 слов
остался 1. К концу обучения грамоте, то есть к концу февраля мои первоклассники
овладели слоговым плавным чтением со скоростью:
50-60 слов
- 12 ,
40-50 слов
- 4 ,
20-30 слов
- 1 ,
и 1 – 12 слов в минуту. При норме 25-30 слов
в конце учебного года.
На уроках применяю различные упражнения, помогающие учиться
читать, среди которых много игровых, стихотворных, звуковых, развивающих слух,
внимание, ритм. Индивидуальные задания сочетаю с групповыми, устные – с
письменными.
1) При
знакомстве с буквой обязательно стихотворение. Например: Лл «Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш».
Составляем и
читаем слоги, а затем придумываем чистоговорки:
ла – ла - ла в
школу детвора пришла
ло – ло - ло на
улице светло
ли –ли –
ли на уроках не шали
2) «Буква
потерялась»
сто…, … иса, кук …а, сту …, с…
он.
3) «Слово
рассыпалось»
кук, ла, Ал, ла, А, лик.
4) Добавь
слог до целого слова
5) Хлопни в
ладоши, если услышишь новые звуки
[л], [л¢]. Скажи, где
они стоят в слове?
6) Ребусы
тра рота
7) Загадки
При знакомстве с «э»
Угукало, агаколо
Аукало и плакало
И рассыпалось смехом,
А называлось…
(эхом)
8) Прием – ассоциативные связи.
При изучении нового опираемся на уже знакомое.
«Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядиться.
Сходство есть наверняка
Только нету языка!»
-
На какую букву похожа Э и чем, а чем
отличается?
9) Этот прием
применяю на каждом уроке письма. При написании новой буквы – называем сначала
знакомые элементы, а затем – новые. И оказывается, что почти все умеем.
10) На уроках
письма при закреплении изученного выполняем задания «веселого Карандашика» –
собираем буквы из отдельных элементов, подбираем имена забавным человечкам,
учимся комментировать во время письма.
К концу февраля
первоклассники успешно овладели приемом осознанного списывания с прописного и
печатного текста, что соответствует требованиям программы.
В период обучения грамоте тесно работаю с родителями
учащихся, положительное отношение к учебе воспитываем согласовано.