Урок на тему

«Человек и его имя» для учащихся III класса»,

проведённого 1.09.08г. Славиной И.В.

 

Цели: показать: 1) что имя и фамилия человека связаны с историей его семьи,       

2) что не имя красит человека, а его дела и поступки, 3) пробудить интерес к    истории происхождения своего имени.

.

                                              Ход урока:

 

I. Беседа с учащимися:

Загадка: Тебе дано, а люди пользуются?      (Имя)

- Что такое имя, фамилия, кличка, прозвище? Что в них общего и в чем их разница?

- Что значит уважать имя человека?

II. Понятие «имя».    

Имя человека - это самое древнее слово. Еще в первых проблесках
человеческого сознания родилось представление о неразрывной связанности
человека и его имени. Из самого отдаленного времени это представление
тянется через все времена и доходит до наших дней. Услышав чье-то имя, мы тут -
же представляем себе образ определенного человека.

В старину вопрос об имени ребенка решался просто, регистрацией новорожденного занималась церковь, там при обряде крещения и давалось то или иное имя. Что же это были за имена?

В русской православной церкви есть и теперь особые книги - месяцесловы, календари или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения в старые добрые времена предлагал на выбор несколько имен. Родители выбирали. Этим дело обычно и кончалось. Иногда священник шел на уступки и по просьбе родителей давал ребенку такое имя, которое на данный день в святцах не значилось. Но ребенку можно было давать только то имя, которое все же имелось в святцах на какой-нибудь другой день. По поверьям, святой или святая, имя которых носишь, являются покровителями того или иного человека. К нему и надлежало обращаться с просьбой, оградить от всяких бед или с мольбой о помощи в делах.

Позднее регистрацию новорожденных стали вести ЗАГСы и родители
могли дать детям любое имя.

Имя даётся человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. А вы, ребята , знаете, что  означают ваши имена?

Нет человека, который хоть бы раз в жизни не задумался о смысле и происхождении своего имени. Ведь у каждого имени есть своё толкование, каждое имя можно перевести. Верующие люди называют своих детей по святцам, в честь святых, которые родились в этом месяце. Например, январь: Николай - победитель, Артем - здоровый, Мария - море, Полина – подруга, Нина – госпожа,

 Сергей – высокочтимый.

     И так у каждого месяца свои имена.

    Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, древнерусского. Ирина – мир, Александр и Алексей  – защитник,

Андрей – храбрый., Елена - факел, Наталья – родная, Дмитрий – принадлежащий богине земли Деметре, Екатерина – чистая., Виктория – победа,  Татьяна– учредительница., устроительница, Оксана – гостеприимная, Елизавета – почитающая Бога,  Валерий – сильный, крепкий, Анастасия, Алла– воскресение,  Даниил – Божий суд, Никита – победитель, Илья – сила Божья, ,Яна – Богом даренная, Борис – борец за славу, Вячеслав – наиславнейший,  Светлана – светлая. 

Имена бывают ласкательные и грубые. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно  услышать пренебрежительную форму имени: Васька, Ванька, Танька. Приятно ли слышать такое? Почему?

-  Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу.

  Каждый ученик называет ласкательно своего соседа по парте.

Имена могут иметь сокращённую или полнуюформу. Имена: Нина, Глеб, Руслан, Андрей употребляются только в одной форме. У нас в классе у ребят есть такие имена: Данил, Никита, Оксана, Илья, Яна. Посмотрим, как вы  знаете имена?

   -      Предлагаю вам игру « Не ошибись! ». Я называю полное имя – вы произносите его сокращённый  вариант, и наоборот:

Василий – Вася,                                                   Валя – Валентина

Оля – Ольга,                                                        Татьяна – Таня,

Николай – Коля,                                                 Вова – Владимир,

Юра – Юрий,                                                      Светлана – Света,

Виктор – Витя,                                                     Лена – Елена,

Мария – Маша,                                                     Екатерина – Катя,

Ира – Ирина,                                                         Валера – Валерий.

 

 - Имена зависят от человека. А выбирают имя человеку его родители, причём

очень тщательно. Имя  - это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь.

- Как нужно относиться к своему имени?

Стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим!»

                   Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

                   Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечером  и утречком, спросонок,

                   Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!

Никого, друзья, не обижайте…

                     Дорожите именем своим!

- Каждый из нас носит сразу три имени: собственное имя, отчество и фамилию. Что такое отчество? Что такое фамилия?

- А можно фамилию человека считать именем его семьи?

 

///. Фамилия человека - имя его семьи.

- Мы часто произносим: «Моя семья». А что это обозначает?     

- Чью фамилию носит семья?

- Нужны ли правила для жизни в семье?

Всем членам семьи нужно:

- проявлять  тепло во взаимоотношениях и эмоционально откликаться на все       дела каждого;

      - проявлять постоянную заинтересованность, заботу о членах семьи;

      - уметь признавать свои ошибки в общении семьи.       

- Подумайте, от вас зависят отношения в семье и отношение к вам?  

Вывод:           

Научишься жить с близкими - будешь жить в мире с другими людьми. Старайся никого не обижать.

IV. « Не имя красит человека, а человек имя».

Объясните пословицу.

 1. На доске написаны слова: нежность, озабоченность, усталость, тревога, доброта, ответственность; приветливость, сдержанность, терпимость. (Дети читают.)

- Почему мы в семье должны видеть и понимать эти чувства человека?

- Как вы понимаете, что значит отвечать в семье друг за друга?

- Твое поведение в классе является «этикеткой» твоей семьи?

- Отвечаешь ли ты своими поступками за имя своей семьи и как?

- А нам в общении нужны эти понятия?

- В семье все родные. А как вы думаете, наш класс для вас
является семьей?                         

- В нашем классе должны сохраняться  все  эти чувства человека?  Как?

2. Иногда имена и фамилии благодаря поступкам человека становятся нарицательными. Например, Макинтош придумал технологию изготовления одежды из непромокаемой ткани. Из нее стали шить плащи и называли их макинтошами.

Имя французского генерала, придумавшего брюки особого покроя, чтобы скрыть, что у него кривые ноги — Галифе.

- Какие еще примеры вы можете привести?

3.  Каждый должен дорожить своим именем и именем своей семьи.

V. Доскажите пословицы:        

1. Где любовь да совет, там и горя ... (нет)                      

        2. Где мир и лад , не нужен и ...(клад)

    3.       Лучший клад, когда в семье ...  (лад)

     

VI. Итог.

       Народная мудрость гласит, что не имя красит человека; а человек имя.

 Вы правильно    сказали,    что    поступками,   действиями,   т.е.    поведением    и
отношением к людям человек создает мнение о себе, а значит и о своём имени.

   Имя не следует искажать, небрежно произносить его, не следует давать

 человеческие имена животным.

      Имя свято, в нём живёт прошлое и настоящее.

     Берегите его!

 

 

 

Hosted by uCoz