«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

р.п. Лысые Горы Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по географии.

Тема: «Мировые природные ресурсы»

 

 

Учитель географии  Дьякова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

2008 – 2009 учебный год.

 


Цели: - дать понятие «ресурсообеспеченности»;

           -  сформировать представление об основных закономерностях размещения природных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми;

           - формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;

           -  развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

 

Оборудование:  Таблицы, атласы, мультимедийная установка (презентация «Мировые природные ресурсы»).

 

Тип урока:  урок – практикум.

 

Ход урока.

 

1. Изучение нового материала.

План: 1. Виды природных ресурсов.

            2. Минеральные природные ресурсы

            3. Топливные полезные ископаемые.

            4. Ресурсообеспеченность.

            5. Земельные ресурсы.

            6. Лесные ресурсы.

            7. Водные ресурсы.

            8. Ресурсы мирового океана.

            9. Рекреационные ресурсы.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с географией природных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов мира. А сначала давайте вспомним , что же такое природные ресурсы?

(слайд №2).       Виды природных ресурсов.  

Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

   Есть несколько классификаций природных ресурсов:

- по принадлежности к разным геосферам природных ресурсов, выделяют ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, климатические ресурсы.

-  по применимости их в различных отраслях хозяйства их группируют в энергетические, металлургические, химические природные ресурсы и т.д.

(слайд №3) – по возможности длительности и интенсивности их использования.

Вопрос к классу: На какие две группы делят природные ресурсы?

(Исчерпаемые и неисчерпаемые)

Вопрос к классу: Какие примеры неисчерпаемых ресурсов вы знаете?

(энергия солнца, ветра, воды и т.д.)

Вопрос к классу: На какие группы делятся неисчерпаемые ресурсы?

(возобновляемые и невозобновляемые)

Вопрос к классу: Приведите примеры возобновляемых ресурсов.

(водные, лесные, земельные, биологические, рекреационные)

Вопрос к классу: Какие ресурсы являются невозобновляемыми?

(минеральные).

 

(слайд №4) Минеральные ресурсы подразделяются на:  топливные, рудные и нерудные.

 

(слайд №5) Размещение топливных полезных ископаемых.

 Топливные полезные ископаемые размещены неравномерно. Размещение зависит от строения земной коры, чаще всего они приурочены к осадочному чехлу древних платформ.

u   Угольных бассейнов – известно 3,6 тысяч месторождений (запасы 1,75 трлн. Т) – в более 50 странах;

u   Нефтяных бассейнов – выявлено 600 (запасы от 250 до 500 млрд.т);

u   Газоносных месторождений – до 50 тысяч (запасы от 300 до 600 трлн.м3) – в более 100 странах.

Используя таблицы 3, 4 и 5   в «Приложениях»,  назовите страны, лидирующие по запасам угля, нефти и газа.

(Уголь - США, Китай, Россия, ЮАР, Австралия; нефть – Саудовская Аравия, Россия, Ирак, Кувейт, ОАЭ; природный газ – Россия, Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия)

(Работа с таблицами учебника.)

 

(слайд №6). Рудные полезные ископаемые.

u   Руды чёрных металлов (железные руды) – общие ресурсы в мире 350 млн.т

 

u   Разведано – 175 млн.т (100 стран), 1 место принадлежит России – 33 млн.т, это - 20% общемировых запасов;

 

Используя табл. 5 в «Приложениях», назовите страны, лидирующие по запасам рудных полезных ископаемых

(Россия, Китай, Украина, Австралия, Канада).

 

(слайд №7)    Особенности оценки рудных запасов:

Во-первых, разведанные запасы обычно исчисляются миллиардами, десятками миллионов и миллионами тонн.

Во-вторых, в добытой руде содержание полезного компонента может быть от

2– 3% до 60-70%.

В-третьих, разнообразие руд цветных металлов (около 35 наименований).

 

(слайд №8).  Ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

 

Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

(запасы/добыча = обеспеченность)

 

(слайд №9) Практическая работа (выполняется используя данные таблиц 1 и 2 Приложения1)

Ресурсообеспеченность мира углём вычисляется совместно учителя с классом.

5500000млн.т/4950млн.т= 1111 лет

1 ряд – обеспеченность нефтью (500000/3590=139 лет)

2 ряд – обеспеченность газом (400000/2420= 165 лет)

3 ряд – обеспеченность рудой.(600000/1060= 566 лет)

(проверка на доске).

 

(слайд №10). Земельные ресурсы.

Общее представление о земельных ресурсах даёт понятие о земельном фонде.

Земельный или территориальный фонд – совокупность всех земель в пределах той или иной территории, подразделяющихся по типу хозяйственного использования.

Территориальные ресурсы мира

 

 

Крупнейшие страны мира по площади территории (млн. км2)

1.     Россия – 17,1

2.     Канада – 10,0

3.     Китай – 9,6

4.     США – 9,4

5.     Бразилия – 8,5

Эффективная территория – это территория страны, пригодная для хозяйственного освоения

Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории (млн. км2)

1.     Бразилия – 8,1

2.     США – 7,9

3.     Австралия – 7,7

4.     Китай – 6,0

5.     Россия – 5,5

 

(слайд №11). Структура земельных ресурсов.

Земельные ресурсы мира включают в себя земли с/х использования – 37% (11% - пашня, 26% - пастбища); леса – 32%, а так же земли, занятые постройками различного характера и непригодные и малопригодные земли.

 

Используя  рис.  7  учебника  ( стр.  32 ),  назовите       5  стран,  в  структуре  земельного  фонда  которых  преобладает  пашня,  5  стран – пастбища  и  5 – непродуктивные  земли.

- Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов.  Один из них – борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания,  с другой стороны – ухудшение земель, изъятие их из с/х оборота в результате эрозии, опустынивания, открытой добычи полезных ископаемых. Второй процесс идёт быстрее, поэтому главная проблема мирового земельного фонда – деградация с/х земель.

 

(слайд №12). Лесные ресурсы – один из важнейших биологических ресурсов.

Леса – это самые крупные экосистемы, в которых аккумулируется большая часть органического вещества на планете, благодаря фотосинтезу они обеспечивают кислородный баланс на Земле, самые крупные хранилища генофонда, обеспечивающие чистоту вод, сохранения плодородия почв.

 Леса мира образуют два практически равных лесных пояса – северный (в зоне умеренного и отчасти субтропического поясов) и южный (в зоне тропического и экваториального поясов).

Вопрос к классу: Используя  рис.  9  учебника  (стр.  33),  назовите по  5  стран  Северного  и  Южного  лесных  поясов.

- Северный – Россия, Канада, Финляндия, Польша, ФРГ;

- Южный – Бразилия, Суринам, Гвиана, Габон, Конго.

 

(слайд №13). Проблемы использования лесов.

- Огромные  масштабы вырубки  лесов

- Отсутствие  лесовосстановительных работ  в  России и  в  развивающихся  странах.

- 50 %  вырубленного  леса в  развивающихся  странах идёт  на  дрова

 Всё это показывает нерациональное  использование лесных  ресурсов, и как следствие сокращение  площади  лесов.

 

(слайд №14) Лесные ресурсы мира.

Лесные ресурсы мира характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади  и запасами древесины на корню.  Общая площадь лесов в мире 4 млрд.га.

Используя  рис.  9  учебника  (стр.  33),   назовите 5  крупнейших  стран  по  обеспеченности    лесными  ресурсами  на  душу  населения.

- Гвиана, Габон, Суринам, Конго, Папуа – Новая Гвинея.

 

(слайд №15). Водные ресурсы мира.

К водным ресурсам относятся воды, пригодные для хозяйственного использования.

Вопрос к классу: Назовите объекты, которые относятся к водным ресурсам.

(реки, озёра, водохранилища, ледники, подземные воды).

Главный источник пресной воды это реки. Мировой объём речного стока в год составляет 47 тыс. км в кубе, но реально можно использовать только 50%.

 

(слайд №16). Обеспеченность водными ресурсами.

Используя  рис.  8  учебника  (стр.  33),  назовите  5  стран  с  максимальными  и  5  стран  с  минимальными  показателями  обеспеченности  водными  ресурсами  на  душу  населения. 

- максимальное – Суринам, Конго, Канада, Новая Зеландия, Норвегия;

- минимальное – Египет, Саудовская Аравия, ЮАР, Польша, Индия, Китай.

 

(слайд №17). Проблемы использования водных ресурсов.

- Рост  потребления

- Загрязнение

- Нерациональное  использование

Всё это  ведёт к дефициту пресной воды.

Каковы же пути решения этих проблем?

      уменьшение  водоёмкости  производственных  процессов;

      сооружение  водохранилищ;

      опреснение  морской  воды;

      внедрение замкнутых циклов использования воды.

 

(слайд №18). Гидроэнергетические ресурсы.

Гидроэнергоресурсы – это  ресурсы  воды, пригодные  для  получения  электроэнергии.

Работа с диаграммой слайда гидроэнергопотенциал регионов.

 

(слайд №19). Агроклиматические ресурсы.

Главный  показатель – сумма  активных  температур.

Сумма  активных  температур – сумма  среднесуточных  температур  выше  + 10 0С  в  течение  года.

Вопрос к классу: Страны какого теплового пояса обладают наилучшими агроклиматическими ресурсами?

( наилучшими  агроклиматическими  ресурсами  обладают  страны  жаркого  теплового  пояса).

 

(слайд №20). Ресурсы мирового океана.

Ресурсы мирового океана – природные элементы, вещества и виды энергии, которые добываются или могут быть добыты непосредственно из вод, прибрежной части дна или недр океанов.

Мировой океан занимает 71% поверхности планеты – это огромная кладовая минеральных богатств.

 

(слайд №21). Рекреационные ресурсы.

Вопрос к классу: Что  такое  рекреационные  ресурсы?

(Рекреационные  ресурсы - это  ресурсы  для  отдыха  человека).

Рекреационные ресурсы подразделяются на две группы: природно–рекреационные и культурно-исторические.

Наиболее богатыми рекреационными ресурсами обладают страны, где благоприятный климат сочетается с культурно-историческими достопримечательностями. В основном это страны Средиземноморья.

Как и любой другой вид ресурсов рекреационные требуют рационального, бережного отношения, поддержания их в должном состоянии, развитие туризма на основе бережного отношения к природе.

 

(слайд №22). Домашнее задание.

 

Приложение 1

Страны мира, обладающие самыми большими запасами угля и нефти.

 

страны

разведанные запасы углей, млрд. т

страны

разведанные запасы нефти, млрд. т

США

445

Саудовская Аравия

35,8

Китай

296

Россия

20

Россия

202

Ирак

15,1

ЮАР

116

Кувейт

13,3

Австралия

116

ОАЭ

12,6

ФРГ

106

Иран

12,3

 

 

Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа и руды.

 

 

страны

разведанные запасы газа, трлн. м3

страны

разведанные запасы руды, млрд. т

Россия

48,1

Россия

25

Иран

20,9

Китай

25

Катар

8,5

Украина

22

ОАЭ

5,8

Австралия

18

Саудовская Аравия

5,7

Канада

12

США

4,7

Бразилия

8

 

Мировые запасы некоторых видов полезных ископаемых.

 

Виды полезных ископаемых

единица  измерения

общегеологические запасы

в том числе разведанные запасы

уголь

млрд. т

5500

1750

нефть

млрд. т

500

140

природный газ

трлн. м3

400

150

железная руда

млрд. т

600

200

 

Мировое производство основных видов топлива и железной руды.

 

производство

единица измерения

весь мир

уголь

млн. т

4950

нефть

млн. т

3590

природный газ

млрд. м3

2420

железная руда

млн. т

1060

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz