МОУ СОШ №1
р.п.Лысые Горы Саратовской
области
Учитель русского языка и
литературы Власова М.В.
Урок развития речи в 7 классе (по учебному комплексу В.В.Бабайцевой)
Цели урока:
Развивающие: продолжение знакомства с произведениями пейзажной живописи; постижение изображения природы в ее бесконечном разнообразии; развитие ассоциативного мышления, художественного воображения; развитие коммуникативно-речевых умений на основе восприятия картины.
Обучающие: овладение формой речевого высказывания (устного и письменного): монолог, диалог, сочинение; отбор и систематизация материалов к сочинению; понимание основной мысли и выражение ее в речевом высказывании; умение пользоваться лексическим богатством языка, искусствоведческими терминами; отбор языковых средств в соответствии с типом текста (повествование, описание, рассуждение); умение совершенствовать свой текст (редактировать).
Воспитывающие: рассматривание картины без предварительной установки учителя; «вхождение в картину», постижение замысла художника, художественных образов; воспитание способности учащихся к глубокому личностному восприятию картины; культуры речи.
Оборудование: «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» Е.И.Никитина; презентация с репродукциями картин художника.
- раскрывает творческие возможности каждого ученика;
- картина служит одним из эффективных средств развития речи и формирования коммуникативно-речевых умений;
- картина активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность;
- обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию мышления, воображения, эстетического вкуса:
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Подготовка к сочинению-описанию по картине
Г.Г.Нисского «Радуга» (упр.27).
1)Вступительное слово о художнике, знакомство с его творчеством.
(презентация)
2)Рассматривание репродукции картины Г.Г.Нисского «Радуга».
3)Работа с заданиями упр.27.
4)Повторение памятки «Как работать над сочинением» с.147.
5)Беседа по вопросам:
Ø
Что изображено на
картине?
Ø
Как объясните смысл
названия?
Ø
Каково общее впечатление
от увиденного на репродукции?
Ø
Определите идею
(основную мысль), которую надо раскрыть в сочинении.
Ø
(Автор восхищается красотой радуги)
Ø
Какие средства
художественной выразительности использовал автор в картине?
6)Сбор
материала к сочинению.
Ø
Составление плана.
Ø
Систематизация рабочих
материалов.
Ø
Создание черновика.
Ø
Редактирование.
СОВЕТ: рассматривания
картину, постарайтесь понять, что испытывал автор, создавая картину,
почувствовать настроение, которое передает художник; эмоционально пережить его
и поразмыслить над ним.
3. Написание сочинения в тетради по развитию речи.
4.Домашнее задание: дописать сочинение.