Галкина С.А., учитель биологии.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ.

   Введение в педагогическую науку понятия современные образовательные технологии является результатом широкого внедрения компьютеров в образование. Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программой  содержания, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий достижение поставленных дидактических целей.

  Говорить о новых информационных технологиях в образовании можно в том случае, если они соответствуют основным принципам образовательной технологии (воспроизводимость, целесообразность, целостность) и решают задачи, которые ранее в педагогике не были решены.

  Главной отличительной чертой использования  НИТ в биологическом и экологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его  мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение биологии и экологии с использованием НИТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития. Использование НИТ в общем биологическом и экологическом образовании более целесообразно в тех случаях, если:

- требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся;

- проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме;

- необходимо обеспечить формирования навыков  распределения внимания для многостороннего анализа разнородной информации, особенно в условиях дефицита времени;

- требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве;

- реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося;

- научно устоявшееся и хорошо формализуемое содержание подтверждается множеством фактов и иллюстраций, но трудно осваивается.

  Изучение в школе предмета «Биология», «Экология; на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителя является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

  При использовании современных образовательных технологий на уроках биологии и экологии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений

  ИКТ  позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся ,их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

  Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление.  Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. СНИТ в образовании позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса ,интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

  На уроках по биологии и во внеурочное время можно использовать такие справочные материалы: « Школьный курс биологии», «Открытая биология», поурочное планирование, энциклопедия Кирилла и Мифодия.

  Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и экологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

  К наиболее эффективным формам представления материала по биологии и экологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией . В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мышления. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

  Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения, педагогических     взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности.              

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Hosted by uCoz